Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Документы

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В групповых комнатах оборудованы тематические игровые пространства, оборудование для всестороннего развития детей: художественно – речевые, экологические уголки, зоны для развития познавательных, интеллектуальных, театральных, музыкальных способностей детей, имеются технические средства, уголки экспериментирования, эмоциональной разгрузки. Каждая из групп ДОУ полностью обеспечена игрушками, дидактическими и развивающими играми для детей соответствующего возраста, которые дополняются и заменяются по мере необходимости. В каждой группе имеется телевизор, DVD плеер и музыкальный центр.

Музыкальный зал

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Основной задачей кабинета является обеспечение психологических условий для оптимального развития воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку, позволяют педагогу-психологу осуществлять диагностические мероприятия, занятия с детьми, консультации для педагогов и родителей в полной мере. Выделяются следующие зоны:

  • зона консультативной работы;
  • зона диагностической работы;
  • зона коррекционно-развивающей работы;
  • зона игровой деятельности и др.

Функциональные зоны кабинета частично перекрывают друг друга, при необходимости могут совпадать или трансформироваться одна в другую.

В кабинете имеется необходимое оборудование (компьютер, музыкальный центр, телевизор в наличии имеется необходимый дидактический материал).

Детский сад посещают воспитанники, имеющие тяжелые речевые нарушения, поэтому кабинет учителя-логопеда оснащен всем необходимым для успешной коррекции нарушенных функций детей. Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами.

Логопедический кабинет постоянно пополняется методической литературой и дидактическим материалом. Кабинет оснащен компьютером, музыкальным центром и телевизором.

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет площадью – 6,9 кв.м. В кабинете предусмотрено:

  • рабочее место для учителя-дефектолога

  • 3 места для занятий с детьми по подгруппам

  • 1 места для индивидуальных занятий

  • Стеллаж под дидактические игры, пособия

Оформление кабинета учителя-дефектолога создает для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, соответствует требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете создает рабочий настрой и мотивирует ребенка на учебную деятельность. Родители имеют свободный доступ к кабинету. Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога отвечает основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Организация рабочего пространства специалиста соответствует следующим критериям:

Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.

Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).

Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Наличие оборудованных библиотек

Повышение профессионального уровня педагогов, учебно - методическое обеспечение и планирование образовательного процесса; медиатека, библиотека методической, периодической, научно - популярной литературы, методическое обеспечение пособиями, моделями, технологическое обеспечение педагогического процесса; обобщение и распространение педагогического опыта воспитателей и специалистов.

В кабинете имеются:

  • отчетно – учетная документация;
  • систематизированный учебно – методический материал для организации педагогического процесса в ДОУ;
  • тематические наборы картин, открыток, иллюстраций, фотографий;
  • учебные и наглядные пособия;
  • журналы периодической педагогической литературы;
  • картотека материалов видеозала;
  • материалы результатов педагогического опыта воспитателей и специалистов.

В ДОУ функционирует библиотека, которая укомплектована литературой по следующим разделам: программно – методическое обеспечение, формирование элементарных математических представлений, физическое воспитание, игровая деятельность, психолого – педагогическое сопровождение, изобразительная деятельность, экологическое и музыкальное воспитание и др. Также библиотека содержит познавательную и справочную литературу, детскую художественную литературу, собрание сказок для детей, общепедагогическую литературу и пособия по работе с родителями. Кроме того, создана библиотека для родителей воспитанников.

Регулярно выписываются следующие периодические издания: журналы Дошкольное воспитание, Справочник руководителя ДОУ, Методист, Управление дошкольным образовательным учреждением, Музыкальный руководитель.

Наличие оборудованных объектов спорта

В физкультурном зале проводятся физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные праздники, развлечения и досуги, а также организованная самостоятельная двигательная активность детей.

В отдельном помещении имеется весь необходимый инвентарь и оборудование для проведения работы по физическому воспитанию, по профилактике и укреплению опорно– двигательного аппарата детей, нестандартный материал для обеспечения разнообразной двигательной активности. С целью повышения качества образования зал оснащен мультимедийным оборудованием.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

В МАДОУ д/с № 17 используются различные объекты для осуществления образовательной деятельности. Это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и воспитанников для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Используемые средства обучения можно разделить на следующие виды:

  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и ребенка;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки. Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Тематические центры активности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», «Тико- конструктор», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширмы, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты и т.д..

В нашем детском саду используются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, нетбуки, телевизоры значительно расширяющие возможности педагогов.

Зимний сад 

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате.

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:

  • снятие психоэмоционального напряжения;

  • саморегуляция и самоконтроль;

  • умение управлять своим телом, дыханием;

2. Развитие коммуникативной сферы:

  • эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;

  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн».

Полезность сухого бассейна очень высока. Это место, для игр и отдыха детей, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, его центральной нервной системы. Сухой бассейн оказывает положительное влияние на органы дыхания, улучшение деятельности опорно-двигательного аппарата. Кроме всего, детские сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Дети испытывают огромное удовольствие и радость, увлеченные игрой они расслабляются, вследствие чего ведут себя более спокойней, с аппетитом едят и быстро засыпают.

В комнате имеется мягкое напольное покрытие. Маты и большое количество подушек обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате; предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.

Напольная сенсорная дорожка способствует развитию рецепторов стопы, развитию тактильного восприятия, развитию координации движений, профилактика плоскостопия, стимулирует работу внутренних органов.

Сенсорная комната – это волшебный мир для ребенка! Любой ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягком диване среди множества подушек, наблюдая за звездным небом, солнцем и луной, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Дети радостно погружаются в мир сказок и волшебства, воспринимая всё происходящее в ней как реальность

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В обеспечении учебно-педагогического процесса педагогами ДОУ активно:

  • компьютер, принтеры, ксерокс, факс;
  • телевизоры, видеомагнитофон, DVD-плеер;
  • музыкальные центры;
  • фотоаппарат, видеокамера;
  • мультимедийный проектор с широким экраном.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

- DetInform Справочник детских организаций, адреса, отзывы, бесплатные консультации, новости.

http://www.detinform.ru/-SpecialNeeds.ru

- Аутизм. АВА – терапия. Прикладной анализ поведения. Статьи и другие материалы про аутизм. Обучение для родителей и специалистов.

http://autism-aba.blogspot.ru/

- Гуманитарно-правовой портал PSYERA Размещаются материалы учебного характера, взятые из открытых источников. Публикации пользователей на гуманитарно-правовые темы. Форум для общения.

http://psyera.ru

Даунсайд Ап.Портал для родителей детей с синдромом Дауна информация, статьи, журналы, книги. Оказывает поддержку семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна от рождения до 7 лет. Центр ранней помощи оказывает психологическую помощь, проводит педагогические консультации, рассылает методическую литературу. Все программы Даунсайд Ап предоставляются семьям БЕСПЛАТНО

http://downsideup.org/ru

- Мерсибо Развивающие игры для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, развития кругозора и для других аспектов развития!

http://mersibo.ru

- Мир дошкольников Портал для родителей. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций на самые разные вопросы: сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, о проведении праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях, о детской психологии, об игрушках и о многом другом.

http://www.detskiysad.ru

- НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР Центр реабилитации инвалидов детства. Осуществляет программу комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с РАС и с другими нарушениями в развитии.

http://solnechnymir.ru/

- Особое детство Сайт возник по инициативе Центра лечебной педагогики (ЦЛП). Теперь его развивают не только специалисты, но и родители. ЦЛП специализируется на оказании помощи детям с интеллектуальными и психическими нарушениями, которых среди инвалидов не менее 2/3. Поэтому сайт «Особое детство» посвящен обсуждению и решению проблем таких людей – маленьких и больших. Представлены материалы по современным методам педагогической и психологической помощи, юридические знания, книги.

http://www.osoboedetstvo.ru

- Портал «Солнышко». Сайт для родителей, педагогов. Развивающие игры, раскраски, поделки, конкурсы.

http://www.solnet.ee/

- Психологический центр Адалин Воспитание детей. Детская психология. Советы психолога. Поделки для детей. Отдых с детьми. Рецепты для детей. Здоровье ребенка. Детские болезни. Развивающие игры. Коррекционные и развивающие методики. Консультации.

http://adalin.mospsy.ru/

- Раскраска online Коллекция раскрасок для детей дошкольного возраста. Тематические раскраски, раскраски по мотивам российских и зарубежных мультфильмов.

www.raskraska.com

- Сайт неврологического центра Прогноз. Информация о распространенных детских неврологических заболеваниях и их симптомах

www.prognozmed.ru

- Сайт "Суламот" (на иврите означает "Ступеньки") создан для того, чтобы удовлетворить потребность детей и родителей в полноценной и разнообразной помощи семьям, в которых есть дети с проблемами развития и обучения. Помощь израильских специалистов, литература, форум.

http://www.sulamot.ru/

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. 

МАДОУ д/с №17 создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • центральный вход  оборудован домофоном,  пандусом.
  • имеются тактильные плитки, напольные метки, табличка Брайля.
  • устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют.
  • при необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. 
  • разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • в ДОУ организованно взаимодействие со специалистами службы ПМПк  обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie